Почему коронавирус не исчезнет никогда

Фото: БРАЙАН Л. ФРАНК / THE NEW YORK TIMES / NIH / THE ATLANTIC
 

Что бы ни происходило, но вирус продолжит распространяться по миру.

От коронавируса, вызывающего COVID-19, заболело более 16,5 миллионов человек на шести континентах. Он бушует в странах, где никогда не было вируса. Во многих из них он возвращается с новой силой. Если когда-нибудь и можно было сдержать коронавирус, то, вероятно, время упущено. Одно сейчас кажется весьма вероятным: этот вирус никогда не исчезнет.

Коронавирус просто слишком распространен и слишком заразен. Эксперты говорят, что наиболее вероятный сценарий заключается в том, что пандемия в какой-то момент закончится - потому что достаточно людей были инфицированы или вакцинированы, - но вирус продолжит циркулировать по всему миру. Случаи заражения будут увеличиваться и уменьшаться. Вспышки будут появляться тут и там. Даже когда появится долгожданная вакцина, она, скорее всего, только подавит, но полностью никогда не уничтожит вирус. (Вакцины существуют для более чем дюжины вирусов человека, но только одно заболевание, оспа, было когда-либо ликвидировано при помощи вакцины, и на это ушло 15 лет огромных усилий). Мы, вероятно, будем жить с этим вирусом в течение всей оставшейся нашей жизни.

Еще зимой представители органов здравоохранения возлагали большие надежды на возможность сдерживания SARS-CoV-2, коронавирус, вызывающий COVID-19. SARS, тесно связанный с ним коронавирус, появился в конце 2002 года и заразил более 8000 человек, но был подавлен в результате интенсивной изоляции, отслеживания контактов и карантина. К 2004 году вирус исчез. Однако SARS и SARS-CoV-2 существенно различаются: новый вирус распространяется легче - и во многих случаях бессимптомно. Стратегии, которые принесли успех с SARS, менее эффективны, учитывая, что некоторые из людей, носителей COVID-19, даже не знают о том, что они инфицированы. «Очень маловероятно, что мы сможем заявить о своей победе над атипичной пневмонией», - говорит Стивен Морс, эпидемиолог Колумбийского университета.

Если нет, то каково будущее COVID-19? Это будет зависеть, говорит Йонатан Град, от силы и продолжительности иммунитета против вируса. Град, исследователь инфекционных заболеваний из Гарварда, и его коллеги смоделировали несколько возможных сценариев. Если иммунитет сохраняется всего несколько месяцев, может возникнуть большая пандемия, за которой каждый год будут следовать более мелкие вспышки. Если иммунитет продержится около двух лет, COVID-19 может достигать пика каждые два года.

На данный момент неясно, как долго будет сохраняться иммунитет к COVID-19; точных данных у ученых пока нет. Но родственные коронавирусу антитела к SARS, схожи с коронавирусом - пропадают через два года. Антитела к горстке других коронавирусов, вызывающих простуду, исчезают всего за год. «Чем быстрее пропадет иммунитет, тем сложнее продвинуться в направлении искоренения болезни», - заявил Град.

Это имеет значение и для создателей вакцины. Вакцина от COVID-19, когда она появится, может потребовать повторных инъекций для поддержания иммунитета. Может потребоваться проводить иммунизацию каждый год или раз в два года, как сейчас обстоят дела с прививкой от гриппа.

Даже если бы вирус каким-то образом исчез из человеческой популяции, он мог бы продолжать циркулировать среди животных - и затем снова начать атаковать людей. SARS-CoV-2, вероятно, возник как вирус летучих мышей, а еще неопознанное животное, возможно, выступало в качестве промежуточного носителя, который мог оставаться носителем вируса. (SARS также возник у летучих мышей, причем роль промежуточного носителя сыграли кошачьи пальмовые циветты, что побудило чиновников отдать приказ об уничтожении тысяч циветт). Тимоти Шихан, вирусолог из Университета Северной Каролины, задается вопросом, а может ли при таком распространении SARS-CoV-2 по всему миру заражать новые виды и создавать новые очаги среди животных? «Как узнать степень распространения вируса за пределами человеческой популяции, среди диких и домашних животных?» - говорит он. Известно, что тигры в зоопарке Бронкса и норки на голландских фермах, похоже, заразились COVID-19 от людей и, в случае норок, передали вирус людям, которые работают на ферме.

Существование животных носителей, которые могут повторно инфицировать людей, также является причиной того, почему ученые не говорят об «искоренении» этих вирусов. Например, вирус Эбола, вероятно, происходит от летучих мышей. Несмотря на то, что передача вируса Эбола от человека к человеку в конце концов закончилась эпидемией в Западной Африке в 2016 году, вирус все еще находился где-то на Земле и может заразить людей, если найдет подходящего кандидата. И действительно, в 2018 году Эбола снова вспыхнула в Демократической Республике Конго. Эболу можно сдержать с помощью отслеживания контактов, изоляции и новой вакцины, но ее нельзя «искоренить». Никто не знает, почему атипичная пневмония так и не стала широко распространяться, но коронавирус вполне может следовать другой схеме.

В лучшем случае вакцина и более эффективные методы лечения снизят тяжесть COVID-19, сделав его гораздо менее опасным и менее разрушительным заболеванием. Со временем SARS-CoV-2 станет просто еще одним сезонным респираторным вирусом, как и четыре других коронавируса, которые вызывают значительную долю обычных простуд: 229E, OC43, NL63 и HKU1. Эти коронавирусы настолько распространены, что, вероятно, все мы в какой-то момент перенесли их, может быть, даже несколько раз. Они могут вызывать тяжёлую болезнь, особенно у пожилых людей, но обычно болезнь протекает достаточно легко, и ее можно не заметить. Вполне вероятным является то, что SARS-CoV-2 станет пятым коронавирусом, циркулирующим среди людей.

Фактически, вирусологи задались вопросом, возникли ли коронавирусы простуды как пандемия, прежде чем они стали обычными вирусами. В 2005 году биологи из Бельгии изучили мутации простудного коронавируса OC43, который, вероятно, произошел от близкородственного коронавируса, поражающего коров. Поскольку генетические мутации накапливаются с некоторой регулярностью, исследователи смогли датировать начало распространения вируса среди на людей концом 1800-х годов. Примерно в это же время очень сильное инфекционное респираторное заболевание убивало коров, и, что еще более любопытно, в 1889 году началась пандемия среди людей, которая убивала людей по всему миру. Чем старше были люди, тем больше они были восприимчивыми к болезни. Эта болезнь, вызывавшая «недомогание, лихорадку и выраженные симптомы центральной нервной системы», была связана с гриппом, что было доказано на основе анализа антител, обнаруженных у выживших полвека спустя. Но причина заболевания так и не была окончательно выяснена.

Мог ли это быть коронавирус, который перекинулся с коров на людей? Все это очень спекулятивно, и возможные связи между тремя другими простудными коронавирусами и прошлыми пандемиями еще менее очевидны, говорит Бертрам Филдинг, исследователь коронавируса из Университета Западного Кейпа. «Но, - говорит он, - меня бы такой ход событий нисколько не удивил». В каком-то смысле это также было бы хорошей новостью, потому что предполагается, что COVID-19 со временем станет менее смертоносным, превратится в обычную простуду.

В случае вируса существует компромисс между тем, насколько он заразен и насколько опасен. SARS и SARS-CoV-2 являются иллюстративными точками сравнения: более ранний вирус убил гораздо больший процент пациентов, а вот распространялся он гораздо хуже. То, что в итоге хочет вирус, — это продолжать распространяться, что гораздо легче сделать от живого носителя, чем от мертвого. «По большому счету, мертвый носитель бесполезен для вируса», - говорит Винит Менахери, исследователь коронавируса в Медицинском отделении Техасского университета. Другие четыре коронавируса могут быть менее смертельными, потому что все мы сталкивались с ними в детстве, и даже если наш иммунитет не мешает нам заразиться ими снова, он может предотвратить тяжелое заболевание. Все это, наряду с иммунитетом от вакцин, означает, что COVID-19, вероятно, станет гораздо менее опасным в будущем.

Еще одним интересным вирусом для сравнения может быть грипп. «Грипп» — это не один вирус, а несколько разных штаммов, циркулирующих сезонно. После таких пандемий, как грипп H1N1 2009 года, также известный как свиной грипп, пандемический штамм не исчез просто так. Вместо этого он превратился в сезонный штамм гриппа, который циркулирует круглый год, но достигает пика зимой. Потомком пандемического штамма H1N1 2009 года по-прежнему является сезонный грипп. Сезонные пики никогда не достигают пандемических масштабов из-за формирования у населения иммунитета. В конце концов, появляется новый штамм, против которого у людей нет иммунитета, и возникает новая пандемия, а затем он становится новым доминирующим сезонным штаммом.

Таким образом, долгосрочная перспектива COVID-19 может дать некоторую надежду на возвращение к нормальной жизни. «Я думаю, что этот вирус продолжит свое существование и в будущем», - сказала мне Рут Каррон, разработчик вакцин из университета Джона Хопкинса. «Грипп постоянно находится среди людей, но сезон повышенной заболеваемости гриппом не приводит к полномасштабному карантину и не требует строгих мер самоизоляции. С коронавирусом будет так же». 

Перевод и публикация: Aum.News

Рекомендуемые медитативные программы по этой теме

Гипнотрансформация
Антивирусный резонанс