Эпоха уничтожения или добро пожаловать в хаос

«Мы наконец должны понять, что наше собственное благополучие может быть достигнуто только за счет благополучия мира природы вокруг нас». ~ Томас Берри

Пока правительства стеклянными глазами смотрели на то, что происходило в Китае в начале этого года, микроскопический организм обнажил всю хрупкость современной цивилизации. В течение пары месяцев после начала пандемии коронавируса авиарейсы из Китая доставили новый вирус в более чем 60 стран. Несмотря на десятилетия предупреждений о неизбежности такого события, политики потратили столько же слов на предотвращение пандемии, сколько и на борьбу с изменением климата. Как предупреждали эксперты в области здравоохранения, лучшее, на что мы можем надеяться, — это ослабить последствия COVID-19; искоренить вирус у нас не получится. Нечто подобное можно сказать о последствиях выбросов CO2, которые еще столетия будут оказывать негативное влияние на жизнь на Земле.

Исследование, проведенное в 2014 году, показало, что в период с 1980 по 2010 годы общее количество вспышек инфекционных заболеваний увеличилось более чем в четыре раза. Примерно 75% всех возникающих инфекционных заболеваний передаются человеку от животных, и вероятность пандемий возрастает, поскольку человечество нападает на мир природы, разрушает то, что осталось от экосистем планеты. Если вам нужны дополнительные доказательства того, что мы уничтожаем жизнь на Земле, обратите внимание на то, что микроскопический клещ, один из самых старых и многочисленных беспозвоночных на планете и ключевой вид во многих экосистемах, исчезает по крайней мере в 1000 раз быстрее своей естественной скорости вымирания. Новые зоонозные заболевания в итоге попадут в кровоток глобализированной экономики, поскольку корпорации заняты паразитическим ростом, который происходит за счет обитаемости нашей планеты. Пандемия коронавируса — это один из симптомов постоянно ускоряющегося массового вымирания в антропоцене.

Нынешняя пандемия вполне может означать начало конца экономического роста, при котором мы жили все это время. В настоящее время в США 29 миллионов безработных, и десятки тысяч малых предприятий, закрытых во время пандемии, никогда не откроются снова. В эпоху разрушения окружающей среды обитания возврата к нормальному состоянию быть уже не может. Ибо та «нормальность», к которой привыкла индустриальная цивилизация, — это как раз то, что убивает природу ради комфортной жизни в особняках и виллах. Избрание Байдена президентом США может вернуть некоторое чувство здравомыслия и порядка тем, кто преследует иллюзию американской мечты, но это не изменит нынешнюю траекторию глобальной цивилизации в сторону все более хаотичного мира нескончаемых катастроф. Синергетические эффекты коллапса биоразнообразия, изменения климата и промышленного загрязнения будут оказывать все большее влияние на экономику.

Недавно мы узнали, что ледяные щиты Гренландии прошли критическую точку невозврата и уже больше никогда не восстановятся, по крайней мере с точки зрения человеческих временных масштабов. Ничто не вернет их, кроме нового ледникового периода, нам, людям, удалось отменить следующий ледниковый период, который должен был произойти примерно через 50 000 лет. Пройдет 100 000 лет, прежде чем планета полностью избавится от CO2, который люди выбросили в атмосферу. Таяние Гренландии, уступающей только Антарктиде по объему льда, в итоге приведет к повышению уровня мирового океана на 7 метров. Ледяные пласты Антарктиды также оказались гораздо более уязвимыми, чем считалось раньше, поскольку повышение температуры атмосферы приводит к таянию их поверхности, а потепление океана дестабилизирует их снизу. Прибрежная эрозия, наводнения и засоление почв в результате повышения уровня моря наносят все больший ущерб экономике. Около 40% мирового населения живет недалеко от побережья, и ему угрожает самая большая массовая миграция в истории человечества. Уже в наши дни миллиарды долларов США в виде налогов используются в новой стратегии по перемещению целых кварталов из прибрежных регионов, пострадавших от наводнений в последние годы.

По мере таяния криосферы Земли мы становимся свидетелями крупномасштабного катастрофического нарушения критической части систем Земли, к которой приспособилась вся жизнь на планете. В частности, относительно стабильный климат голоцена способствовал развитию сельского хозяйства и человеческой цивилизации. Мы больше не живем в ту эпоху; мы вошли в хаос антропоцена, эпоху смертоносного нарушения климата, социальных потрясений, массового вымирания и, в итоге, краха индустриальной цивилизации. Арктические высотные атмосферные потоки нарушены, и теперь над географическими регионами формируются более крупные и интенсивные купола тепла, по причине которых возникают мега-пожары. В Фениксе, штат Аризона, волна тепла только что побила предыдущий рекорд, в течение многих дней температура держалась выше 50 градусов по Цельсию. В Калифорнийской Долине Смерти только что была зафиксирована самая высокая температура на Земле с начала метеорологических наблюдений. Шесть последних лет (2014-2019) и 2020 были самыми жаркими из когда-либо зарегистрированных, причем каждое десятилетие с 1980 года было жарче, чем предыдущее.

Недавняя волна тепла, которая растопила тундру в Сибири, подожгла ее и вызвала экологическую катастрофу из-за обрушения резервуара с дизельным топливом, никогда бы не произошла без огромных выбросов CO2 человечеством. Летние лесные пожары в Арктике установили рекорд в этом году, выбрасывая на 34% больше CO2, чем в предыдущем году. Пожары в джунглях Амазонки — самые сильные за десятилетие. Лесные пожары в Аризоне в этом году уже затронули больше земель, чем за предыдущие два года. В Колорадо только что произошел самый большой пожар в истории, а лесные пожары в Калифорнии бьют все рекорды, хотя сезон пожаров только начался. В глобальном масштабе по сравнению с предыдущим, рекордным 2019 годом, количество лесных пожаров увеличилось на 13%. Более подходящим названием для антропоцена может стать пироцен — век огня.

Аномальная жара воздействует не только на сушу; она также поджаривает и океаны. За последние десятилетия все более суровые и частые тепловые аномалии океана (MHW) увеличились более чем на 50%. Потепление океанов способствует возникновению более разрушительных и частых ураганов и тайфунов. Оно также угрожает биоразнообразию и функционированию экосистем в глобальном масштабе. Ученые заметили, что кораллы по всему миру переходят в режим выживания, демонстрируя те же особенности, что и во время последнего Великого Пермского вымирания. Задумайтесь об этом на минуту… Да, относительно примитивный организм с рудиментарной нервной системой на самом деле готовится к массовому вымиранию, в то время как так называемая «Умная Обезьяна» блаженно продолжает разрушать свои собственные системы жизнеобеспечения.

«Было невероятно жутко наблюдать, как кораллы теперь демонстрируют те же особенности, что и во время последнего крупного вымирания», — сказал профессор Дэвид Грубер, исследователь и морской биолог университета CUNY и колледжа Баруха. «Кораллы, кажется, готовятся перешагнуть границу исчезновения, а мы еще сильнее нажимаем на педаль нефтяной экономики».

Судя по всему, кораллам не мешает политика в области принятия решений. Эти существа первобытных морей, скорее всего, переживут Умную Обезьяну, которая залезла в созданный ей самой технологический коконом ложной безопасности, не обращая внимания на суровые физические законы природы, которые в итоге уничтожат ее. Теперь ученые находят микропластик в каждой исследуемой ткани человека, и его влияние на здоровье неизвестно.

Ученые могут предупреждать нас о надвигающейся кончине до посинения, и они так и поступают, но как они, так и общественность находятся во власти экономических, финансовых и политических сил, не поддающихся чьей-либо власти. Добавьте к этому тот факт, что средний человек на улице понимает эти экзистенциальные кризисы на уровне Трампа и подвергается бомбардировке в социальных сетях фальшивыми новостями, которые играют на эмоциях и глубоко укоренившемся межгрупповом недоверии. Дешевая энергия и индивидуалистическая культура потребления создали иллюзию изобилия и разрушили всякое общественное сотрудничество, которое когда-то было основой повседневной жизни. Я бродил по этой Земле более пяти десятилетий и видел неуклонную и непрерывную деградацию мира природы. Рост «зеленой энергии» только в крайне незначительной степени вытеснил потребление ископаемого топлива; ископаемое топливо по-прежнему обеспечивает 84% мировых потребностей в энергии. Что еще хуже, просто для поддержания нашего текущего роста потребления потребуется недостижимое расширение альтернативных источников энергии. Если подвести под всем этим итог, то нельзя будет опровергнуть следующую исключительно трезвую научную оценку:

«Учитывая динамику развития как Земли, так и человеческих систем, а также растущую разницу между «временем реакции», необходимым, чтобы направить человечество к более устойчивому будущему, и «временем вмешательства», оставшимся для предотвращения ряда катастроф как в физическом климате системы (например, таяние арктических морских льдов) и биосферы (например, потеря Большого Барьерного рифа), мы уже давно находимся на пути к коллапсу цивилизации».

Конец света — это звук кассового аппарата, под который природные богатства конвертируются в доллары. Не забываем, что 71% глобальных выбросов приходится на долю всего 100 компаний, а более половины мировых промышленных выбросов с 1988 года приходятся на 25 частных и государственных предприятий. В то время как сверхбогатые получают прибыль от отравленной экологии, остальному миру остается принять на себя всю тяжесть последствий, которые становится все серьезнее с каждым днем. Те, кто живёт на грани и лишились средств к существованию во время этой пандемии, являются побочным ущербом вышедшей из-под контроля социально-экономической системы, несовместимость которой с жизнью на Земле с каждым годом становится все более очевидной. Большинству людей некуда бежать, потому что в той или иной степени мы все оказались в ловушке этой системы. Неизменные законы биологии, физики и химии установили срок годности для не подлежащего обсуждению образа жизни, гарантируя, что мы все вскоре станем жертвами краткосрочной жадности капитализма. Как предупреждал Стивен Хокинг: «Люди погибнут от глупости и жадности».

Перевод и публикация: Aum.News