Динозавры могут быть причиной того, что мы не доживаем до 200 лет

Существует заметная разница между тем, как быстро стареют млекопитающие (включая нас самих) и как быстро стареют многие виды рептилий и амфибий.

Это несоответствие, как предполагает один учёный, могло быть связано с доминированием динозавров миллионы лет назад, в критический период истории млекопитающих.

Микробиолог Жоао Педро де Магальяйнс из Университета Бирмингема в Великобритании описывает свою гипотезу «узкого места долголетия» в недавно опубликованной статье.

Вот его идея: когда динозавры правили Землей, гораздо более малочисленным млекопитающим было необходимо иметь возможность быстро размножаться, чтобы выжить, а это означает, что гены, обеспечивающие более длительную продолжительность жизни, возможно, были отброшены по мере развития эволюции.

«Некоторые из самых ранних млекопитающих были вынуждены жить в самом низу пищевой цепи и, вероятно, провели 100 миллионов лет в эпоху динозавров, развиваясь, чтобы выжить посредством быстрого размножения», — говорит де Магальяйнс.

«Я полагаю, что этот длительный период эволюционного давления оказывает влияние на то, как мы, люди, стареем».

Диаграмма узких мест млекопитающих
Узкое место в продолжительности жизни может заблокировать продолжительность жизни млекопитающих.

В опубликованном исследовании отмечается, что наши очень древние предки в линии эвтерийных млекопитающих, по-видимому, утратили определенные ферменты примерно во времена динозавров — ферменты, которые восстанавливают повреждения, вызванные ультрафиолетовым светом.

Интересно, что даже у сумчатых и однопроходных яйцекладущих отсутствует по крайней мере один из трех ферментов восстановления от УФ-излучения, известных как фотолиазы. Трудно сказать, связано ли это каким-либо образом с их относительно сокращенной продолжительностью жизни.

Одна из возможностей заключается в том, что эта потеря произошла из-за того, что млекопитающие стали вести более ночной образ жизни, чтобы оставаться в большей безопасности, и миллионы лет спустя мы восполняем это с помощью солнцезащитного крема. Это пример механизма ремонта и восстановления, который в противном случае у нас был бы.

Есть и другие признаки. Возьмем, к примеру, зубы: у некоторых рептилий, включая аллигаторов, зубы могут расти на протяжении всей жизни. Люди, очевидно, не могут этого сделать – опять же, возможно, в результате генетического отбора, насчитывающего сотни тысячелетий. «В животном мире мы видим примеры действительно замечательного восстановления и регенерации», — говорит де Магальяйнс. «Эта генетическая информация была бы ненужной для ранних млекопитающих, которым посчастливилось не стать пищей тираннозавра ».

Конечно, многие млекопитающие, в том числе киты и мы, люди, празднуют дни рождения, выражающиеся трехзначными числами. Делаем ли мы это в условиях ограничений, налагаемых нашими короткоживущими предками, или каким-то образом эволюционировали, чтобы не подвергаться их влиянию, может стать целью будущих исследований.

Более глубокое понимание факторов, вызывающих старение, всегда полезно в борьбе с возрастными заболеваниями, включая деменцию и инсульт, а генетика, лежащая в основе «узкого места долголетия», может многому нас научить.

«Хотя на данный момент это всего лишь гипотеза, существует множество интригующих точек зрения на это, в том числе перспектива того, что рак встречается чаще у млекопитающих, чем у других видов, из-за быстрого процесса старения», — говорит де Магальяйнс.

Исследование опубликовано в журнале BioEssays .

Рекомендуемые медитативные программы по этой теме