Галлюцинации с научной точки зрения

Появление галлюцинаций мы считаем тревожным знаком и привыкли полагать, что это признак психического недуга. Но так ли это на самом деле?
Галлюцинации называли помутнениями рассудка уже в XVI веке. До этого времени вообще считалось, что это просто видения, ниспосланные высшими силами. Но сегодня есть довольно стройное и обоснованное научное объяснение процессов в головном мозге, которые раскрывают феномен галлюцинаторных аур, не прибегая к мистике. Галлюцинации могут быть разными по своему содержанию: от геометрических фигур до человеческих силуэтов, появляющихся и разговаривающих с вами посреди ночи.  Но все виды галлюцинаций объединяет одно: в реальности того, что видит человек в своей галлюцинаторной ауре, не существует, а вот ощущения, которые он испытывает этом, очень даже реальны.

Порой галлюцинаторные ауры настолько коварны и настолько приближены к реальности, настолько хорошо вписываются в ситуации и настолько сильные вызывают переживания, что отличить их от реальных объектов бывает невозможно. Кроме того, многие пациенты годами живут с самыми пугающими галлюцинациями, не обращаясь к специалисту, боясь прослыть сумасшедшими. А кто-то, зная о нереальности видений, извлекает из них пользу, ловят от них положительные эмоции и скрашивают с их помощью своё одиночество.
 
Но какова же природа этого явления?
В общих чертах ауры вызваны аномальной электрической активностью в определённых отделах мозга. А такая активность, в свою очередь, может быть вызвана травмами головы, заболеваниями, затронувшими головной мозг и нервную систему, а также изменениями физического или эмоционального состояния вроде жажды, сильного голода или стресса. Если углубляться в подробности, причины и особенности содержания и появления галлюцинаций меняются в зависимости от ситуации, конкретного заболевания, опыта и индивидуальной восприимчивости конкретного человека.
 
image_image

Галлюцинации — это целый спектр образов, формирующийся в результате аномальной нейронной активности
 

«Я ВИЖУ ЛЮДЕЙ»: СИНДРОМ ШАРЛЯ БОННЕ

Шарль Бонне — швейцарский натуралист, который занимался изучением энтомологии, ботаники, психологии, философии и основ неврологии. Последняя была достаточно революционным направлением для XVIII века. Дед Шарля Бонне, почти потеряв зрение, стал испытать галлюцинаторные ауры: он видел людей. Иногда это были целые толпы галдящих людей. Не самое приятное видение. Изучением этого феномена в те времена никто и не собирался заниматься, списывая все видения на шалости всевышнего. А вот Шарль Бонне, у которого впоследствии тоже стало ухудшаться зрение и к которому тоже стали «приходить» люди, решил подойти к этому явлению с научной точки зрения и подробно описывал видения дедушки. Именем Шарля Бонне и было назван особый галлюцинаторный синдром.

Вплоть до 90-х годов XX века синдром Шарля Бонне был почти не изучен, хотя это довольно частое расстройство у слепых или почти слепых пациентов. Характеризуется этот синдром появлением людей в галлюцинаторных аурах. Это могут быть и отдельные индивиды, и целые армии, участвующие в батальных сценах. Порой в поле зрения могут появляться и геометрические фигуры, силуэты, слова... В поле зрения, которого на самом деле почти или уже совсем нет.  Это своего рода фантом зрительных ощущений: мозг пытается компенсировать потерю зрительного восприятия, фабрикуя галлюцинаторные, нереальные образы.
 
Физиологически это объясняется аномальной нейронной активностью в зрительной коре головного мозга, вызванной нарушением системы восприятия объектов извне глазами. В отличие от многих других расстройств, пациенты с синдромом Шарля Бонне четко понимают, что их видения не имеют ничего общего с реальностью. Куда веселее становится, когда люди не могут отличить ауры от реальности.


«Я СЛЫШУ ГОЛОСА»: РЕЛИГИОЗНОСТЬ И ГАЛЛЮЦИНАТОРНЫЕ АУРЫ

«Доктор, я слышу голоса». Эту фразу часто используют сценаристы, чтобы натолкнуть зрителя на мысль — а в своём ли уме персонаж? На самом деле далеко не все люди, которые слышат голоса, страдают психическим заболеванием. Голоса, которые слышат, к примеру, шизофреники, обычно пугающие, угрожающие, требовательные. Самый страшный вариант — когда эти голоса заставляют убивать или калечить других людей. 
 
Но галлюцинации, которые не имеют эмоциональной окраски, нередко встречаются и у психически здоровых людей. Другой вопрос, что причиной появления слуховых галлюцинаций может быть недуг физический. Например, целый спектр галлюцинаторных образов может вызвать эпилепсия. 
Фёдор Михайлович Достоевский, который страдал эпилепсией, как мы знаем, был человеком довольно религиозным. Его вера приобрела ещё большие масштабы после возвращения из ссылки. Именно тогда у него в связи с тяжёлыми жизненными условиями участились эпилептические припадки. Он стал рассказывать о единении с богом, о голосах, которые призывали его в небеса, описывал свои ощущения во время припадков в произведениях — в «Бесах», «Братьях Карамазовых», «Униженных и оскорбленных».
 
quote_image
Воздух вдруг наполнился страшным шумом, и я попытался встать. Я почувствовал, как небеса падают на Землю, охватывая меня со всех сторон. Я воистину прикоснулся к Богу. Он вошел в меня, и я закричал: «Бог существует!» Больше я ничего не помню. Федор Михайлович Достоевкий, русский писатель, драматург
Норман Гешвинд, американский невролог, заинтересовался эпилептическими аурами Достоевского и отмечал, что в последние годы жизни личность писателя претерпела тяжёлые и необратимые изменения. Достоевского беспокоили вопросы нравственного поведения, высокой духовности и единения с богом. Также невролог писал об улетучивающемся чувстве юмора, полной асексуальности и гневе, вызываемом ненормальным с религиозной точки зрения поведением. Всё это Гешвинд называл «интериктальным личностным синдромом» (теперь этот симптомокомплекс называют синдромом Гешвинда). Похоже не «симптоматику» религиозного фанатизма, не правда ли?

Учёные дают объяснение: никакой мистики, образы вызваны опять-таки аномальной активностью нейронов в височных долях мозга. Именно там формируются схожие для всех людей образы, голоса, картинки. Если грубо обрисовать происхождение религиозности с позиций неврологии, в нашем головном мозге просто есть участок, отвечающий за формирование сверхъестественных образов, и находится этот участок в височных долях. Это было доказано искусственной активацией этих долей, после которой люди испытывали схожие галлюцинации и заявляли о внезапном появлении чувства одухотворенности.
 
image_image



Слуховые галлюцинации на искажение восприятия, которые формируются в височной доле мозга
 



 

КОГДА ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ПОМОГАЮТ ЖИТЬ И ВЫЖИВАТЬ

Галлюцинации - далеко не всегда нечто пугающее, неприятное или свидетельствующее о недуге. В критических ситуациях они могут помогать и даже спасать жизнь человеку, попавшему в беду. Нередко профессионалы экстремальных видов спорта (альпинизма, сёрфинга, прыжков с трамплинов или с парашютом) рассказывают о появлении голосов в голове после получения травмы или возникновения экстремальной ситуации. Голоса диктуют им, что делать и как действовать, но, в отличие от угроз, которые «слышат» шизофреники, эти голоса помогают выбраться из непростых обстоятельств. В этом смысле показательна история альпиниста, сломавшего ногу на скале. Это действительно чрезвычайная ситуация: если он не выберется со скалы до заката, он либо закоченеет от холода, либо умрет от потери крови или гангрены.

Осознание таких перспектив совсем не располагает к оптимистичному настрою и скорее заставляет опустить руки, чем начинать бороться за жизнь. Но тут в голове альпиниста прозвучал громкий и требовательный голос: «Встань и иди. Иди, превозмогая боль. Первую помощь ты себе оказал, теперь надо идти. Шевелись». Поначалу горе-экстремал не мог понять, откуда вообще этот голос. Озираясь вокруг и не обнаруживая кругом ни души, он наконец понял, что голос именно в его голове. Встал и побрёл... И выбрался.
 
Иногда галлюцинаторные ауры посещают тех, кто испытывает сильную жажду или голод. Или тех, кто живет в одиночестве. Такие ауры подсказывают людям, что с их телом что-то не так, что надо что-то исправить.
Одинокие люди, к которым порой приходят люди с беседами по душам, или коты, которые ластятся к их ногам (причём ощущение прикосновения мягкой шерсти может быть вполне реальным), порой отказываются принимать препараты, заглушающие галлюцинации. Образы, которые они видят или чувствуют, скрашивают их одиночество и дарят им положительные эмоции. И, пожалуй, в этом нет ничего плохого, если жизнь сложилась так, что больше их черпать неоткуда, и если такие видения ни для кого не представляют опасности.
 

КОГДА ОТ НИХ НИКУДА НЕ ДЕТЬСЯ...

Есть и навязчивые галлюцинации, от которых очень бы хотелось избавиться, да никак невозможно. В качестве примера можно привести навязчивый запах смеси, цитируя одного из пациентов, «самых гадких и противных запахов, которые только можно вообразить себе». Эту смесь трудно описать, но, если сделать это очень приблизительно, она представляет собой комбинацию запаха тухлой рыбы, разлагающегося трупа и бомжа, который ни разу в жизни не мылся. Есть, конечно, медикаментозное лечение таких обонятельных галлюцинаций, но порой у пациентов уходят месяцы в попытках найти источник неприятных запахов и устранить их, перемывая всё что только можно, пока они наконец не понимают, что запах — в их собственной голове.
 

ТОЛЧОК К ОБЪЯСНЕНИЮ ВСЕХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Трудности, с которыми учёные столкнулись при изучении природы галлюцинаторных образов, отчасти связаны с нежеланием и небеспричинной опаской психически здоровых людей рассказывать о своих видениях. Вплоть до XIX века считалось, что галлюцинации — это либо признак духовной приближенности к богу, избранности (если, конечно, образы были богоугодными и вписывались в религиозные «правила игры»), либо признак сумасшествия. А кому захочется попасть в сумасшедший дом?
 
Тем не менее, с развитием человеческой мысли и медицинской науки, и, в частности, неврологии и нейрофизиологии, учёные смогли сделать огромный шаг вперёд в изучении феномена галлюцинаторных аур.

Рекомендуемые медитативные программы по этой теме

Программа развития коммуникативности