Осознанное сновидение /lucid dreaming/

В русской научной литературе также встречается термин «люцидное сновидение», — это то сновидение, в котором вы осознаёте себя спящим и видящим сон. Тогда вы получаете возможность совершать различные действия в собственном сне. Многие люди, обретая способность осознавать себя во сне, сразу же предпринимают попытки летать или исследовать свою сексуальность, другие же пытаются использовать это в качестве компонента духовной практики.

Хотя данный феномен относят к категории необычных, или изменённых, состояний сознания, встречаемость осознанных сновидений довольно высока: некоторые зарубежные опросы показывают, что до 87 % людей хотя бы однажды в жизни имели опыт осознанного сновидения; от 19 % до 37 % (в зависимости от исследования) осознают себя во сне ежемесячно. Также феномен осознанных сновидений встречается у несовершеннолетних и детей. Способность к осознанным сновидениям можно сознательно тренировать.

В нашей культуре идея осознанных сновидений обрела известность благодаря чрезвычайно популярным книгам Карлоса Кастанеды.

На русском языке издавались и книги классика данной сферы Стивена Лабержа, и различных авторов по трансперсональной психологии, а сегодня о теоретических и практических аспектах осознанных сновидений можно прочитать в трудах Алексея Ксендзюка, Михаила Радуги и др. Тема осознанных сновидений весьма часто встречается в литературе по «эзотерике» (различным, порою эклектичным, психопрактикам и спекулятивным нарративам), так и в более серьёзных трактатах по эзотеризму и мистицизму1 — внутренних, «сокровенных», нередко — психопрактических аспектах различных духовных традиций. Фильм «Начало» также способствовал распространению интереса к этому феномену в последние годы.

5ad51d15c419acee48e8a537d36f9517

Тематика работы с осознанием сновидений и глубокого сна без сновидений сильно проработана в тибетской йоге сновидений (см. труды Намкая Норбу Ринпоче и Тензина Вангьяла Ринпоче) — продвинутой практике тантрического буддизма. Однако, как отмечает Кен Уилбер, смысл этой практики не столько в осознанном снови́дении, когда ты погружён в мир проявлений и взаимодействуешь с формами сна, словно находясь в бодрствовании, сколько в том, что он назвал «прозрачным снови́дением» (pellucid dreaming) — беспристрастном и безучастном свидетельствовании процесса сна без вмешательства в него.

Конечная цель определённых буддийско-тантрических практик состоит в том, чтобы обеспечить непрерывность сознавания в бодрствовании, сновидении и глубоком сне без сновидений, тем самым выйдя за пределы отождествления с этими состояниями, укоренившись в пустотном сознавании как таковом, освобождённом от привязанности даже к самым тончайшим формам и проявляющемся как единство пустоты и мира форм.