"Ты меня уважаешь?" или отношения через пищу

Можно любить через еду? Наказывать едой? Гордиться через продукты? Проявлять лояльность и терпимость в отношениях через пищу? Приглашаю порассуждать о съедобных отношениях.

Ты что, меня не уважаешь?
Я слышу эти слова, они обращены ко мне. Фраза вызывает у меня удивление, переходящее в размышление - как связано одно с другим?! На той стороне – свекровь, пожилой человек. Мое несогласие  воспринимается как покушение на близость, будто я отказываюсь от любви и уважения близкого человека. В жизни свекрови любовь и уважение передаются через послушание, самоотвержение и, конечно, ЕДУ.  

Каждые 2-3 часа раздается зов покушать,  перекусить, попить чаю. Ритуалы, связанные с поглощением пищи давно перестали быть жизненно необходимыми. Еда доступна круглосуточно, разнообразна. Она изысканная или простая, быстрая или технологичная, универсальная или уникальная. Еда перестала быть символом достатка. Помните, как в советское время палка колбасы, коробка мороженого, майонез, «заморская баклажанная» были желанны и даже вожделенны?
 
Еще одна история из жизни. Приходим в гости к родственнице. Она торжественно выставляет на стол печеночный торт. Но вот беда -  в моей семье печень не едят. Мало того, что не едят, так еще и вслух говорят о своем отношении к печени. В ответ я слышу гениальную фразу: «А зачем я тогда мучилась и готовила?!»
И правда, зачем?
У приема пищи существует и  другой смысл. Пища как эквивалент любви. Через еду заботятся, контролируют, упрекают, поощряют, унижают. От еды не принято отказываться. Продукты нельзя выбрасывать в помойку, но можно запихнуть в себя «последний кусочек» и то, что «жалко выбрасывать». Среди широкого ассортимента продуктов  будто не остается выбора или возможности выбрать то, что любишь, что нравится.

«Жри, что дают».
«Еще и выбирать будет!»
«Съешь быстро и получишь вкусное»


Есть другая крайность, когда врагом «назначается» некий продукт и под знаменем «Это вредно!» семья объединяется единым фронтом. Мнение детей в такой «войне» не спрашивается, а уверенно навязывается. Так, на детском  празднике 11-летний мальчишка уверял меня, что вся быстрая еда - вредная. В список вредной еды попала и пицца, лежащая на столе. Ну вот чем она не угодила родителям? Взрослые думают, что контролируя продукты, они контролируют  и жизнь детей.

Мнимая уверенность в собственной правоте и заботе о детском здоровье сочетается с дивными высказываниями. «Я не покупаю домой чипсы и газировку!» - заявляет мне мама одноклассника и добавляет – «Но карманные деньги сын спускает на сухарики и пепси». Но это только часть истории, в которой пища выступает в роли «биотоплива», полезного или вредного. Есть и другая сторона, в которой еда трансформируется из базовой потребности – в отношения.

Любить, опекать, заботиться, влиять,  воспитывать, поощрять, унижать, манипулировать  - через еду. Не многовато ли смыслов? Уже с рождения на кормление накладывается оттенок отношений. Не берет грудь – ленивый, причиняет боль – злой, сосет много – жадный, срыгивает – торопыга.  Хорошо, что кормление по часам уходит в архаизм. Но если отделить пищу от отношений? Позволить себе, мужу, ребенку выбирать продукты, объем порции, количество съеденного за день? Если бабушка или любимая тетя вдруг прекратит встречать и провожать вас хлебом-солью? 

Когда я думаю об этом, внутри меня рождается тревога, поднимается волнение и даже приходит маленький страх. Ведь  если убрать еду как заменитель любви и внимания, то придется… Общаться с этими людьми? Быть с ними ближе, без посредника? Время, затраченное на приготовление пищи и «съедобные» ритуалы высвободится как энергия. Энергия как сила, поток, вектор – ей необходимо направление, точка приложения. Родители, контролирующие питание детей, вдруг обнаружат, что теперь им не с чем бороться. Супруги обнаружат, что решали конфликты  через еду. Молодой, вечно «диетической» женщине придется увидеть себя в реальности, а не через призму весов и калорий. Но может быть, я глубоко заблуждаюсь, и еда никак не связана с отношениями?