Учёные выявили механизм, подавляющий навязчивые мысли

Открытие объясняет, почему люди с тревожным расстройством, депрессией и шизофренией страдают от навязчивых идей.
Майкл Андерсон (Michael Anderson)/ Профессор из Медицинского исследовательского совета Великобритании.

«Способность контролировать свои мысли первостепенна для нашего благополучия, — говорит Андерсон. — Её нарушение вызывает самые изнурительные симптомы психологических заболеваний: навязчивые воспоминания и образы, галлюцинации, патологическое беспокойство».

За контроль наших действий отвечает префронтальная кора. Как оказалось, она же влияет и на контроль мыслей. Эта область мозга выступает основным регулятором, который посылает сигналы в двигательную кору, отвечающую за действия, и в гиппокамп, отвечающий за воспоминания. Последнее учёные обнаружили в ходе эксперимента
Hippocampal GABA enables inhibitory control over unwanted thoughts..

Участников попросили запомнить пары несвязанных слов, например «испытание»/«таракан», «мох»/«север». Затем нужно было вспомнить второе слово из пары, если загорался зелёный сигнал, и подавить воспоминание, если загорался красный. Когда появлялось красное слово «испытание», участники должны были смотреть на него, но не думать о парном слове «таракан». Используя метод фМРТ, исследователи наблюдали, что происходит в мозге, когда участники пытаются подавить свои мысли. А с помощью магнитно-резонансной спектроскопии удалось измерить в нём биохимические изменения.

Оказалось, способность подавлять нежелательные мысли основана на работе нейромедиатора под названием ГАМК.
Нейромедиаторы передают сигналы между нервными клетками, а ГАМК (гамма-аминомасляная кислота) — главный тормозной нейромедиатор нервной системы. Выделяясь одной нервной клеткой, он подавляет активность других связанных с ней клеток. По концентрации ГАМК в гиппокампе можно спрогнозировать, сможет ли человек блокировать мысли и воспоминания. В ходе эксперимента те, у кого количество ГАМК в гиппокампе было меньше, с трудом подавляли нежелательные мысли.

По словам Андерсона, такое открытие может помочь в лечении шизофрении. У людей с этим заболеванием гиперактивный гиппокамп, а это согласуется с навязчивыми симптомами вроде галлюцинаций. Патологоанатомические исследования показали, что тормозящие нейроны (которые и используют ГАМК) у больных имеют аномалии, из-за чего префронтальной коре сложнее регулировать активность гиппокампа. Получается, гиппокамп не может подавить навязчивые мысли и воспоминания, а те проявляются в виде галлюцинаций.

Раньше мы могли только сказать: «Эта область мозга воздействует на ту область мозга». Но теперь мы можем предположить, какова роль тормозящих нейронов в подавлении нежелательных мыслей.
Андерсон считает, что это открытие поможет найти новый подход к лечению навязчивых мыслей. Раньше старались только повлиять на префронтальную кору, но теперь ясно, что для блокирования нежелательных мыслей нужно улучшить работу ГАМК в гиппокампе.

Рекомендуемые медитативные программы по этой теме