Медитация и обучение.

Особенности медитационных состояний с успехом используются в педагогике для ускорения обучения, повышения его эффективности. Уже давно психологи обнаружили, что расслабление мышц позволяет лучше вспомнить заученный ранее материал. Но если для успешного учения достаточно было бы расслабления, то отличниками становились бы дремлющие на уроках лентяи. Необходимо все то же сочетание мышечного расслабления с концент­рацией внимания, ведущее к изменениям в соотношении активности полушарий мозга.

С использованием раджа-йоги, которую он тщательно изучал 20 лет, создал свой получивший известность во всем мире метод обучения иностранным языкам болгарский врач-психотерапевт Георгий Лозанов. Вот как описывают занятие под его руководством американки Шейла Острандер и Линн Шёдер, изучающие прогрессивные методы обучения и приезжавшие в Болгарию за опытом: «Сначала учащиеся проделали упражнения для глубокого расслабления. После того, как мышечное напряжение было устранено, последовали йогические дыхательные упражнения для улучшения концентрации. Специально подобранная музыка способствовала замедлению физических и мыслительных процессов, возникновению медитативного состояния сознания. Затем на фоне музыки зазвучали английские слова и их перевод. Они произносились медленно и следовали одно за другим с одинаковыми временными промежутками».

Суггестопедия (такое название получил метод Г. Лозанова) оказалась способной творить чудеса. Люди, до начала курса обучения не умевшие сказать хау ду ю ду, спустя несколько недель начинали непринужденно объясняться на хорошем английском языке.

Студенты Университета штата Айова (США), занимавшиеся по методу Г. Лозанова, курс испанского языка, рассчитанный на год, успешно прошли за 10 дней, занимаясь по четыре часа в день. Не удивительно, что среди тех, кто добился с помощью метода Г. Лозанова поразительных успехов, было много людей из стран Дальнего Востока, где медитация является частью культуры. В то же время в ряде стран попытки использовать суггесто­педию оказались неудачными.

В Канаде, например, стране с двумя - английским и французским - государственными языками правительство ассигновало миллионы долларов, чтобы способствовать изучению французского языка в школах и университетах, где большинство учащихся англоязычны. Через несколько лет оказалось, что деньги выброшены на ветер: на экзаменах по французскому языку провалы приняли массовый характер, ученики жаловались, преподаватели были в отчаянии. Метод, казалось, был скомпрометирован.

Анализ показал, однако, что причина неудач кроется не в недостатках суггестопедии, а, как пишет канадская последовательница Г. Лозанова доктор наук Джейн Банкрофт, в безличностном характере методов преподавания, порождаемых бюрократической системой. Мало было закупить совершенное техническое оборудование, оснастить им лингафонные кабинеты и расширить штат преподавателей. При массовом использовании суггестопедии за бортом оказались такие требующие внимательного отношения и кропотливой работы ее элементы, как правильное ритмическое дыхание, вызывающая расслабление музыка и другие приемы, формирующие медитативное состояние. Преподаватели, видящие свою задачу в том, чтобы научить склонению существительных и спряжению глаголов, оказались не готовыми иметь дело с интуитивными ощущениями и необычными состояниями сознания.

То, что необычный метод появился в Болгарии, вряд ли можно считать случайностью. В течение столетий эта страна была центром различных духовных практик. В X в. здесь возникла идеология богомильства, приведшая затем к движению катаров, которых в Западной Европе называли славянами или булгарами. Учение катаров провозглашало аскетизм, безбрачие, отказ от насильственных действий, запрещение животной пищи. Испытав влияние гностицизма, религиознофилософского течения, впитавшего в себя в числе прочих идей индийской философии, катары считали излишними церковные здания и иконы. Отвергали они и священников как посредников между богом и людьми, считая, что человек должен стремиться к самостоятельному познанию истины путем приобщения к «космическому сознанию», что требовало, выражаясь современным языком, психофизической тренировки с использованием различных техник, державшихся в тайне от посторонних.

Таковы исторические корни того обстоятельства, что Болгария занимает одно из первых мест в мире по числу (на душу населения) экстрасенсов: ясновидящих, целителей, предсказателей. В наше время наибольшую известность из них получила Ванга Димитрова, о сверхъестественных способностях которой многократно рассказывалось и в нашей прессе. Она находила пропавших без вести, помогала раскрывать преступления, ставила диагнозы, могла рассказать в деталях о прошлом незнакомого человека, предсказывала будущее.

Г. Лозанов изучал В. Димитрову и еще более 60 экстрасенсов, стараясь понять, как им удается получить доступ к информации, закрытой для большинства людей. Как они выводят эту информацию на уровень сознания? Благодаря чему устанавливают контакт с будущим?

Он пришел к выводу, что при осуществлении экстрасенсами своих необычных функций в их телах и умах происходят процессы, аналогичные тем, какие стимулируются упражнениями раджа-Рогц и ведут к расширению сознания. То есть упражнения раджа-йоги направлены на достижение состояний, которые у экстрасенсов возникают сами по себе. С учетом полученных данных Г. Ло-занов и разработал детали своего метода.

Будучи врачом, он стремился к тому, чтобы занятия по его системе были не только увлекательными и эффективными, но и благоприятно влияющими на здоровье. Здесь мы подошли к интересной и важной особенности суггестопедии, связанной с предполагаемым ею медитативным состоянием. Учение способствует здоровью? Мы с детства слышим наказ: грызи гранит науки! От одних этих слов начинают болеть зубы. Дело, впрочем, не только в воображении. Устрашающе увеличивается число заболеваний среди учащихся. Причину медики видят в стрессе, которому те подвергаются в борьбе за знания. Возникло даже такое понятие: дидактогения. Так называют неблагоприятные песледствия обучения и воспитания - нарушения физического здоровья, психотравмы. Мы привыкли считать, что путь к вершинам знаний изнурителен. Так может быть следует поискать другие пути?

Поиск ведется. Всех участвующих в нем объединяет целостный, так называемый холистический подход к человеку. Идея такова: вне зависимости от того, пытаетесь ли вы научиться говорить по французски, плавать кролем или же раздумываете о том, какое принять решение по трудному вопросу, в процесс оказываются вовлечены ваши логический ум, интуиция и тело. Холистический подход направлен на то, чтобы три составляющие действовали в одном направлении, что позволит полностью использовать все существенные силы человека. И если такое удается, то начинают происходить удивительные вещи: девушка, увлеченная чтением стихов, вдруг замечает, что насморк прекратился, литератор во время пробежки неожиданно находит слова, которые часами тщетно искал сидя за письменным столом.

Один мой знакомый из Болгарии рассказывал, что на курсы английского языка, проводившегося по методу суггестопедии, он приходил после целого дня работы, усталый, иногда с головной болью. Но медитативные состояния, которые он там испытывал, оставляли после занятий замечательное чувство свежести. И остальные занимающиеся уходили с уроков не только существенно пополнив запас слов и выражений, но и отдохнувшими, бодрыми.

Рекомендуемые медитативные программы по этой теме

Сверхпотенциал
Когнитивный стимулятор