Иллюзия существования совершенно счастливых людей

Словами сегодняшней пациентки можно было бы выразить наиболее распространенную жалобу. Она в чувствах спросила, почему у нее не может быть как у людей. В ее представлении, как и в представлении многих других — есть некие другие, которые живут счастливой, лишенной боли жизнью. 
С полной ответственностью заявляю, таких людей нет. Начиная со дня его рождения страдание присутствует в качестве базового режима существования человека. 

Умение плакать — врожденное, более того, по тому, присутствует ли это умение проверяют жив ли новорожденный. Умение улыбаться, то есть проявлять эмоцию радости, появляется позже. 

На основании базового режима несчастья строится его дальнейшее интеллектуальное и эмоциональное развитие: например, плач и крик — это основа речевого аппарата, а чувство привязанности к опекуну и успокоенность, когда он рядом (то, что в дальнейшем станет основой для развития способности любить) — это лишь реакция на утоление боли, сопутствующей его отсутствию. 

Одна из причин, почему существует иллюзия существования совершенно счастливых людей — наличие негласного требования выглядеть счастливым и скрывать свои страдания от окружающих. Но это не значит, что за маской счастливого человека нет всего груза надломленности, который по своей массивности значительно превосходит его ощущение счастья. 

Не только видимость счастья, но и самое искреннее счастье — не отменят базового режима страданий. Следует отказаться от восприятия счастья и страдания как двух противоположностей. У человека нет двух опций — существовать в режиме, когда все налажено и он счастлив, либо в режиме разлаженности, когда он несчастен. 

Режим счастья несамостоятелен, он существует на основании перманентного режима разлаженности. Все, что ассоциируется с состоянием “как у людей” — личное счастье, успешная профессиональная деятельность — формируется на основании базового режима разлаженности. 

Человек психологически способен ощущать счастье только на фоне несчастья, если этого фона нет, счастье не ощущается. На событийном уровне, “как у людей” — это временное состояние частичной упорядоченности общего хаоса разлаженности. 
 
Близкий человек, с которым ассоциируется счастье — это всегда тот же человек, который делает (и будет) больно. Жизненные удачи ощутимы только на фоне прошлых (и будущих) неудач. 
"Как у людей" никогда ни у кого не будет.