Хочу стать счастливым, но остаться несчастным

«Важно хотеть и добиваться», «нужно отделять свои желания от чужих и не идти у последних на поводу», «если вы ничего не хотите, у вас проблемы с правильной мотивацией»… Знакомые фразы? Те, кто интересуется модной нынче идеей «саморазвития», наверняка неоднократно слышали это, ведь именно подобными посылами пропитано большинство «тренингов личностного роста», «психологических» и даже отчасти «эзотерических» практик нашего времени.

«Надо уметь хотеть» — твердят они и обещают научить этому умению. «Надо уметь хотеть» — это аксиома, которая не подвергается сомнению; утверждается, что без этого умения человек не способен стать по-настоящему счастливым.

Хотеть предлагается материальных благ — а разве можно стать счастливым, если ты беднее окружающих тебя людей? — затем хотеть «гармоничных отношений», хотеть удовлетворения тех или иных амбиций (включая амбиции творческие), и наконец — хотеть непрерывно саморазвиваться. Всё это, при правильном подходе, якобы должно сделать человека счастливым.

man moon 456789

Фактически, вам предлагают непрерывный бег за собственными «хочу». Неважно, что точно так же бегают все те, в чьём лексиконе даже не присутствует слово «саморазвитие», — и бегают, не становясь от этого счастливее. Вам убедительно объяснят, что эти люди просто не умеют «правильно хотеть».

В начале XX века Карл Густав Юнг в своей Liber Novus («Красной книге»), опубликованной лишь спустя сорок лет после его смерти, написал:

«Тот, чьё желание отворачивается от внешних вещей, попадает в пространство души. Если он не найдёт души, им овладеет ужас пустоты, и страх погонит его кнутом времени обратно в отчаянной попытке и слепом желании пустых вещей мира. С этим бесконечным желанием он станет глупцом, забудет путь своей души, и никогда не найдёт её снова».

Вдумайтесь в эти слова: «С этим бесконечным желанием он станет глупцом, забудет путь своей души, и никогда не найдёт её снова». Юнг прекрасно знал, о чём пишет. Он знал, что забывший путь своей души отныне обречён лишь на одну игру: постоянно бегать за счастьем, лишённый возможности поймать его за хвост.

Одна из четырёх благородных истин, сформулированных Буддой Шакьямуни ещё в VI в. до н. э., — «истина о возникновении дуккха», говорит о том же самом: непрерывное стремление удовлетворить все свои возникающие потребности неизбежно приводит к разочарованию и возникновению кармы.

Точно такое же отношение к бегу за счастьем мы находим в известном даосском принципе У-вэй — «принципе немотивированности»: чтобы достичь состояния истинного равновесия с миром (а это и есть состояние счастья в современном представлении), действия должны быть… лишены размышлений, расчёта, желаний и мотиваций, а должны совершаться спонтанно.

Buddha meditating with words

И Карл Юнг, и Будда Шакьямуни, и даосы находятся в удивительном противоречии с большинством современных психологических практик, насквозь пропитанных мотивационным представлением о достижении счастья, не правда ли?

Давайте зададимся вопросом: «Ты никогда не задумывался, почему нас всех с самого рождения обучают постоянно хотеть? Любви, развлечений, успеха, семьи, здоровья, и так до бесконечности?» («Дао Вероники»).

И действительно, почему? Почему же даже те люди, которые знают (или хотя бы краем уха слышали) об этом, так настойчиво ищут «таблетку счастья» в своих неугомонных «хочу»? Не потому ли, что эти люди живут по принципу жертвы: «Я сделаю все, чтобы стать счастливым, при условии, что я останусь несчастным»? Ведь оставаться страдающей несчастной жертвой подчас гораздо выгоднее, чем быть гармоничным человеком, находящимся в равновесии с окружающим его миром.

Автор: Дмитрий Калинин