Будда настоящего не кланяется будде прошедшего

Реальность в наше время, по сравнению с любыми другими историческими периодами, меняется почти мгновенно: те перемены, на которые когда-то были необходимы тысячелетия, потом — столетия, к 20-му веку требовали уже лишь десятилетий. Переменам подвергается всё: и внешние атрибуты жизни, и само её внутреннее наполнение, а главное — меняются ключевые принципы существования, которые некогда представлялись людям незыблемыми.

Одной из таких фундаментальных основ жизни, которая вот уже без малого сто лет постепенно выворачивается своей изнанкой, является принцип иерархии, или принцип «доминирования — подчинения».

Это принцип авторитета, — принцип, который очень много людей до сих пор полагают «нормой социальной жизни» и «естественным положением вещей». Для таких людей этот принцип строится по схеме «низший — высший»: «ученик — учитель», «ребёнок — родитель», «жена — муж» и т. п. Принцип иерархии закреплён во множестве пословиц, поговорок и «жизненных мудростей», например: «Всяк сверчок знай свой шесток», «Птица крыльями сильна, жена мужем красна», «Жена без мужа — что кобыла без узды».

В природе всё устроено мудро и ничего не существует «просто так», и когда-то иерархические отношения, в том числе и особенно — в семье, были жизненно необходимы для физического выживания человека. Это были времена, когда доступ к жизненно важным ресурсам, то есть к пище и безопасности, был труден, и иерархический уклад жизни являлся прямой адаптацией.

Но среда обитания человека стремительно меняется. Доступ к жизненно необходимым ресурсам в цивилизованных сообществах (к которым относятся все без исключения социумы, построенные на западной модели жизни) значительно упростился. Изменение среды обитания неизбежно меняет и адаптации, и принцип иерархии не становится исключением.

budda aeroplan

Принцип иерархии начинает переходить в свою противоположность — в принцип равенства. Этим переходом, по сути, было ознаменовано всё прошлое столетие, ведь борьба человечества за свои фундаментальные права есть ни что иное, как последовательный отказ от принципа иерархии в самых различных сферах жизни.

Устаревшие модели социальной жизни, становясь неадаптивными, отмирают. Сама жизнь показывает, что неактуальными становятся, в частности, семейные отношения, построенные на принципе «муж — глава семьи». Неактуальными — значит неприспособленными к текущим реалиям. Неприспособленными — значит, отныне несущими вред вместо пользы.

Как вы думаете, почему вокруг так много женщин, тщетно пытающихся обрести некое эфемерное «женское счастье», под которым они подразумевают «найти такого мужчину, которому я смогла бы подчиниться и успокоиться» (цитата из Э. Измайлова)? Да просто потому, что эти женщины, подобно страусам, суют голову в песок и там ищут старое, давно отжитое вместо того, чтобы взглянуть на реальность широко раскрытыми глазами и принять, что парадигма давно сменилась.

Новая парадигма — это равенство, отказ от иерархии вообще. Больше нет «главного» и «подчиняющегося», больше нет «сильного» и «слабого», больше нет «мудрого» и «следующего за мудрым». В современной среде обитания, хотим мы того или нет, есть равность каждого со всеми.

Людям, не желающим признавать, что естественное состояние жизни — это непрерывное, ежемоментное приспособление, трудно принять новые обстоятельство и почти невозможно эти обстоятельства полюбить. И вот, они продолжают отрицать новое, пытаясь снова и снова нырять в старые и отжившие свой век представления, надеясь обрести в них жизнь, счастье и покой. Но невозможно найти жизнь в том, что умерло естественной смертью.

«Будда настоящего не кланяется будде прошедшего» (Сэнлу Цзань-нин). Всякий, не принимающий реальность и сетующий на новый мир, обречён оставаться несчастным, ведь он сам выбирает отказ от борьбы вместо радости борьбы за существование.

Автор: Дмитрий Калинин